на соседнюю страницуОБЫЧАИ, ЖЕСТЫ, ШУТКИ перейти на главную страницу ШТАМПЫ И ТРОПЫна соседнюю страницу
АНИМЕ: ФИЛЬМЫ:

«Macross»

 
Схема окраски «Клиноголовых» SH-101 (Spearhead) Бимзов позаимствована у истребителей VF-1 Valkyrie, пилотируемых Максом и Миллией Джениус в классическом аниме «Macross».

Белые полосы на синем LFO Чарльза соответствуют окраске «Валькирии» Макса, в то время как белые полосы на красном LFO Рэй повторяют окраску истребителя Миллии.
Клиноголовые

«Mobile Suit Gundam»

 
Прозвище «Белый Дьявол», которое водарековцы дали Нирвашь тип-Зеро, носил Амуро Рэй.
Белый Дьявол
Нельзя сказать, что Морис, Метер и Линк напрямую заимствованы из «Mobile Suit Gundam», где были дети-сироты Кац, Лец и Кикка. Скорее, «Гандам» создал троп, который затем использовался в аниме, особенно в меха-сериалах.

Значительны различия между детьми из этих двух сериалов. Также не совпадает роль, которую они играют в развитии сюжета. Отношения между детьми и их основным опекуном Фра Боу (Frau Bow) тоже имеют мало общего.

Хотя используется троп с детьми, «Эврика 7» в большей степени цитирует другое аниме BONES – «Ра-Зефон», где были три взрослых героя разных рас, которые тоже символически представляли всё человечество.
Морис, Метер и Линк
Другое сходство с «Gundam» – это отношения между Рентоном и четой Бимзов.
Встреча Рентона с ними (после того, как он фактически дезертировал с борта «Гекко-Го») совпадает с ситуацией, когда Амуро Рэй сбежал с «Белой Базы» и встретился с Рамбой Ралом и его женой Хамон.

Рамба Рал, как и Чарльз, был пилотом-асом, и воевал на модернизированном меха синего цвета. Более того, и Чарльз и Рамба погибли во время взрыва, оставив своим женам мстить за их смерть.
Бимзы

«Mobile Suit Gundam 0080: War in the Pocket»

 
«Эврика 7» испытала на себе влияние и других частей серии «MS Gundam» – OVA 1989-го года «Mobile Suit Gundam 0080 War in the Pocket».
Тематика и визуальный стиль эндинга этой OVA очень похожи на 4-й эндинг.



Кроме того, заголовок OVA «Война в кармане» перекликается с названием фильма «Эврика 7 Псалмы: Планет Полный карман радуги» (Pocket Full of Rainbows).
War in the Pocket ending 4

«Cowboy Bebop»

 
Дядя Рентона Юкатан Иглесиас очень похож внешне на Джета Блэка, героя известного аниме-сериала «Cowboy Bebop».
Есть сходство и в биографиях: Юкатан – бывший военный, Джет Блэк – бывший полицейский.

Вероятно, причина такого цитирования в том, что некоторые из создателей «Эврики 7» также принимали участие и в работе над «Ковбоем Бибопом».
Юкатан Иглесиас Джет Блэка

«Tenkuu no Shiro Laputa»

 
В «Эврике 7» обнаружились сцены и ситуации, заставляющие вспомнить фильм Миядзаки Хаяо «Небесный замок Лапута».

Подростки в кабине летательного аппарата говорят о своих чувствах. При этом вся остальная команда, включая капитана, слышит их разговор по внутренней связи – и каждый реагирует «в меру своей испорченности».

В «Лапута» Сита и Пазу несли вахту в наблюдательном пункте – «вороньем гнезде» на верху летящего в ночи корабля. Их было слышно всем, поскольку связь на корабле была «напрямую». Они даже капитаншу разбудили своими разговорами…

В 26-й серии «Эврики 7», когда Рентон вернулся на «Гекко-Го», а потом отправился спасать Эврику, разговор происходил после боя. Двое влюблённых смогли признаться друг другу в своих чувствах, а связь попросту забыли выключить, ну, а Штат Гекко не отказал себе в удовольствии убедиться, что у «пары» всё хорошо.

Кстати, и в «Лапуте», и в «Эврике 7» главная героиня (а по совместительству – любовь всей жизни) свалилась на главного героя с неба, вот только Сита проделал такое единожды, а вот Эврика и Рентон частенько встречались в воздухе или после падения.

Также следует отметить сцену, в которой главные герои падают, вернее, летят, держась за руки.
В «Эврике 7» что-то похожее случилось в опенинге к третьему сезону: правда по сюжету Рентон выпрыгивает из кабины Нирвашь навстречу возлюбленной, а потом они вместе благополучно возвращаются в кабину, предварительно проведя некоторое время в воздухе в состоянии свободного падения.

В «Лапуте» это произошло, когда после продолжительной погони от преследователей Сита и Пазу упали в шахту, но благодаря некому волшебному дивайсу остались целы и невредимы и спокойно достигли дна шахты.

Упоминая шахту, нельзя не отметить и другую схожесть (перекличку, цитату или случайное совпадение – каждый волен решить, как душе угодно, но нельзя отрицать: Миядзаки это всё-таки уже классика).

В пещере Сита и Пазу встречают старика шахтёра, который показывает им светящиеся камни в стенах пещеры, при этом отмечает, что этот свет недолговечен и скоро исчезнет.

В 18-й серии «Эврики 7» в шахте FAC-51 старый шахтёр Британи показал Рентону светящиеся стены с выростами скаба и умирающими архетипами – и тоже сообщил, что это «чудо» скоро исчезнет.
Laputa - команда слушает Сита и Пазу Eureka 7 - команда слушает Эврику и Рентона Laputa - Сита и Пазу в свободном полёте Eureka 7 - Эврика и Рентон в свободном полёте Laputa - в шахте Eureka 7 - в шахте

«Kaze no Tani no Nausicaa»

 
В манге Миядзаки Хаяо «Навсикая из Долины Ветров» описано такое явление как «дайкасё» – оно же фигурирует и в фильме, снятом по манге.

Дайкасе – это волна стремительного распространения Мертвого моря (Отравленного или Грязного, т.е. экосистемы Леса) на территории, еще не отравленной.
В манге «Навсикая» дайкасё вызывалось искусственно, из-за чего погибло много цветущих городов, и люди стали беженцами.
В целом, дайкасё – реакция экосистемы на раздражитель.

Навсикая, которая любила и людей, и Лес (и воспринимала себя частью и той, и другой «системы»), пыталась это остановить.

В «Эврике 7» появление коралл-лейкоцитов, вызванное бомбардировками «Оранжа», тоже можно назвать «дайкасё», а главная героиня также считала себя частью и Скаб-Коралла, и человеческого общества.

В аниме «Навсикая» есть сцена, когда главные герои идут через город, который подвергся нападению насекомых Леса, – и видят разрушенные здания и технику, а также трупы насекомых, разбросанные повсюду.
Похожие сцены и в «Эврике 7»: развалины и белые тела мёртвых коралл-лейкоцитов.


Кроме параллели «насекомые – коралл-лейкоциты» и желания главной героини жить в мире с людьми и лесом у этих двух произведений схожими является ситуация «усыновления»: Навсикая относилась как к ребёнку к огромнейшему Божественному воину (типологически это умеющий летать биоробот), а он называл её «мамой».
Эврика называла «ребёнком» Нарвашь, правда, «мамой» она была только для Мориса, Метер и Линка.

Впрочем, похожее нередко в произведениях схожей тематики.


Кроме того, в «Навсикае» есть момент, когда главная героиня на легком летательном аппарате уворачивается от трассирующих пуль. В 26-й серии похожее происходило с Эврикой, использующей для полётов доску для рифинга.
Nausicaa - манга: дайкасё Nausicaa - аниме: мёртвые насекомые в разрушенном городе Eureka 7 - 32 серия: окаменевшие коралл-лейкоциты в разрушенном городе Nausicaa - манга: малыш и мама

Эволюции человечества

 
У «Эврики 7» и «Neon Genesis Evangelion» есть одна общая черта, связанная с идеей эволюции человечества:
  • Человечество должно эволюционировать или погибнуть.
  • Эволюция заключается в объединение в одно целое доселе разделённых элементов (душ, личностей, живых существ).

Похожая идея есть не только в «Евангелионе»: например, в романе Артура Кларка «Конец детства» представлен вариант эволюции человечества, связанный со слиянием личностей всех людей с единым Сверхразумом.

В «Евангелионе» организация SEELE разрабатывает «Проект Комплементации Человека». Это искусственная эволюция, которая приведёт к слиянию всех человеческих душ в одну, освобождая людей от их «полей абсолютного страха» («AT-Field»), что заставит их тела обратиться в «LCL» — подобие первичного бульона. Когда все перейдут в такое состояние, они перестанут чувствовать боль и одиночество, которые обычно происходят от общения людей между собой; такое состояние подобно смерти.

В «Эврике 7» источником эволюции становится Командный Кластер Скаб-Коралла, так что это тоже своего рода «насильственное» действие. Человечество и всё живое на планете должно слиться воедино, чтобы предотвратить наступление Предела Жизни. И хотя в таком состоянии у людей сохранятся личности, в новой форме существования они будут лишены тел и, видимо, утратят многие человеческие качества.

Однако, отличий достаточно для того, чтобы говорить не о плагиате, но о развитии одной и той же идеи.
В «Евангелионе» искусственная эволюция должна снять противоречия между людьми, так что это скорее интровертный подход к проблеме развития человечества: отображение неспособности главного героя Синдзи Икари справиться со своими личными проблемами и научиться взаимодействовать с окружающими.
В «Эврике 7» эволюция экстравертна: существует объективная причина: опасность уничтожения Командного Кластера и неконтролируемое разрастание Скаб-Коралла. Рентон Тёрстон выбирает другой путь и вместе с Эврикой и Нирвашь борется за сохранение прежнего, раздельно-самостоятельного существования человечества и всего живого на планете.
Второе Лето Любви (48-я и 50-я серии) - Проект Комплементации Человека (Конец Евангелиона)
Кроме схожести по сюжету и идеологии, «Эврику 7» и «Евангелион» объединяют некоторые герои, но здесь стоит говорить скорее о типах характеров.

Так вспыльчивая и высокомерная Анемона в некоторых чертах напоминает Аску, но обе они – цундэрэ, так что здесь имеет место быть «стандартный набор характеров», воспроизводимый во многих меха-сериалах.
Анемона из видений Рентона (12-я серия) - Аска из видений Синдзи (25-я серия)
Некоторые сцены «Эврики 7» являются прямыми цитатами из «Евангелиона».
Например, в 5-й серии: сцена, где Тальхо и Рентон беседуют, сидя за столом, напоминает похожую сцену из 1-й серии «Евангелиона».
И там, и там два разных по возрасту, полу и темпераменту собеседника: юноша и молодая женщина.

И Тальхо, и Мисато Кацураги наслаждаются холодным пивом и подшучивают над своими смущёнными подопечными.
Кстати, эти две героини во многом похожи: внешне открытые и общительные «сильные женщины», они в результате оказываются чувствительными и ранимыми. Однако, по сюжету у них разные судьбы и разные финалы.
мальчик, женщина, пиво
В 20-й и 21-й сериях с «Евангелионом» связано несколько сцен: это и состояние боевого безумия, в которое впадает Рентон, и кровь, покрывающая Нирвашь, и оторванная рука пилота.

Главное в этом цитировании не эмоции и гримасы, а «прозрение»: герой смотрит на свои раскрытые ладони и понимает, что натворил.

Но если в «Евангелионе» подобное испытание переживает Синдзи, здесь ситуация показана с двух «хронологических» точек зрения: для Рентона это первое осознание убийства, для Холланда – привычный «взятый на душу» грех. Однако в обоих случая жесты очень похожи.


Другая цитата – кошмарное видение, которое переживает Рентон, измученный обидой и чувством бессилия.
Эта сцена похожа на один из эпизодов «Проекта Комплементации Человека», когда Лилит с лицом Рэй Аянами поднимается в небо.
кровь на руках и чувство вины видения Рентона и видения Синдзи

Эврика и другие искусственные люди

 
У Эврики и Рэй Аянами можно найти много общего: странные неулыбчивые девочки, к которым главный герой испытывает непонятное для него влечение.
Они также похожи внешне: необычные волосы и цвет глаз. Есть даже сцены, где во внешности у них появляется общая деталь: шрамы.
Как и Рэй, Эврика постепенно учится эмоциям, развивает собственное «Я» и перестаёт быть марионеткой в чужих руках. В отличие от Рэй, и внешнее, и внутреннее преображение Эврики напрямую связано с сюжетом сериала и его идеей: без этих изменений невозможно достигнуть примирения между людьми и Скаб-Кораллом.
шрамы Эврики (35-я и 40-я серии) и Рэй в 23-й серии
Но несмотря на схожесть этих двух героинь, Эврика не столько «срисована» с Рэй, сколько соответствует устоявшимся канонам изображения Artificial Human – «искусственных людей» (роботов, клонов, послаников) и представителей иных цивилизаций.

В аниме и кинофантастике «странные девушки» нередко отличаются от окружающих бледной кожей и цветом волос: например, Сара в «Odin – Koushi Hansen Starlight» (1985) или Ольга в «Hi no Tori 2772: Ai no Cosmo Zone» (1980).
Лэйн из «Serial Experiments Lain» (1998) была свойственна безэмоциональность и отсутствие памяти.

В 1980-ом году в фильме Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» главная героиня Нийя (клон, выведенный инопланетянами), девушка с бледной кожей и светло-сиреневыми волосами, ничего не помнила о своём прошлом, но при этом обладала паранормальными способностями.
Сара Нийя

«На игле»

 
В 12-й серии, оказавшись в Зоне, Рентон переживает ряд приключений, среди которых – падение в огромный унитаз.
Сброшенный туда Анемоной, Рентон погружается всё глубже и глубже в унитазные пучины, а мимо него проплывают рыбки...

В этой сцене процитирован нырок из фильма «На игле»: Марк Рентон решил завязать с героином, который, кроме прочего, вызывает запоры. Получив от продавца наркотиков в качестве лекарства опиумные ректальные свечи, Рентон нашёл самый грязный сортир в Шотландии, уронил туда свечу, а потом нырнул туда – и оказался в чистом водоёме с минами и ракушками.

Оба погружения, разумеется, происходили не в реальности, а в воображении героев.
один Рентон в унитазе другой Рентон в унитазе

«Коммандос»

 
Трудно сказать однозначно, является ли это цитатой из какого-либо отдельного кино (например, «Коммандос» с А. Шварцнеггером), или это уже вполне сформировавшийся штамп и объект для шуток.
Но, так или иначе, когда в 11-й серии Эврика готовилась к «встрече» с кораллианином аэро-класса, она собиралась и одевалась (после принятия ванной) точно также, как это делают герои классических боевиков.
И хотя у неё было лишь платье и заколки для волос, но чёткость движений, выбранные ракурсы и общий настрой сцены были недвусмысленно пародийными, включая то, как Эврика шла – вернее, стремительно и уверенно двигалась по коридору по направлению к ангару и Нирвашь…
11-я серия: подготовка и сборы 11-я серия: подготовка и сборы 11-я серия: подготовка и сборы
  © E7solution

ОБСУДИТЬ
на соседнюю страницуОБЫЧАИ, ЖЕСТЫ, ШУТКИ ГЛАВНАЯ